Информация для молодого специалиста

Формирование профессиональной компетентности педагога  через самообразование

Формирование профессиональной компетентности педагога  через самообразование

    Воспитание –дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более  важного как образование самого себя и своих ближних .  

Cократ                                                                                                                                                

Самообразование - одна из  форм  повышения  профессионального мастерства педагога.

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт:

 "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ  ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ!".

Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Воспитатель 21 века  -это:

- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

- Умеющий  отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания  для реализации поставленных задач;

- Умеющий  организовать рефлексивную деятельность;

Обладающий  высокой степенью профессиональной компетентности,  педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

       САМООБРАЗОВАНИЕ -  осознанная, активная познавательная и творческая деятельность педагога, нацеленная  на обогащение своих профессиональных знаний  и совершенствование методических приёмов работы с детьми дошкольного возраста. 

        Воспитатели дошкольного образования относятся к категории тех профессий, которые требуют  постоянного самообразования.

           

Основные направления самообразования

  • ознакомление с новыми нормативными правовыми документами;
  • изучение научно-методической литературы;
  • изучение актуальных  достижений педагогической науки;
  • ознакомление с современными педагогическими технологиями и методиками;
  • ознакомление с передовым  педагогическим опытом.

Темы по самообразованию

    Тему по самообразованию может предложить  заместитель заведующего по основной деятельности, а можно выбрать её самому.

       Выбирать тему самообразования можно:

  • каждый учебный год  новая тема,
  • обширная тема на несколько лет.

       Тема  по самообразованию должна быть нужной и перспективной  в сфере дошкольного образования. Целесообразно  выбирать тематику  с учётом  педагогического  опыта,  стажа.

Молодые специалисты:

  • индивидуальный подход в образовательном процессе,
  • планирование образовательного процесса,
  • организация работы с семьями воспитанников.

Воспитателям с опытом работы более 5 лет:

  • современные методики и технологии в дошкольном образовании,
  • современные  формы работы с семьями воспитанников.

             

Для опытных мастеров:

  • практика наставничества и помощи молодым специалистам,
  • исследовательская работа, основанная на педагогическом опыте.

 

Советы педагогам, занимающимся самообразованием.

  • Изучая вопрос,  исследуйте несколько источников. Такой метод научит  вырабатывать  своё мнение.
  • Учитесь работать с каталогами. Это сохранит  вам время!
  • Научитесь работать с информацией, собирать, накапливать.  Это пригодится вам для участия в  педагогическом совете, семинаре, семинаре-практикуме.
  • Будьте  открыты  к инновациям  в образовательном процессе. Создавайте свои компьютерные презентации и видео проекты.
  • Делитесь  опытом с коллегами!  

Формы представления результатов самообразования

  • Доклад на педагогическом совете.
  • Консультация
  • Выступление на семинаре, семинаре-практикуме
  • Проведение открытого занятия
  • Творческий отчёт
  • Проведение развлечений, досугов
  • Наглядно-иллюстративный материал
  • Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании. 

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Приоритетным направлением работы является повышение профессиональной компетентности кадров.

Управление процессом самообразования педагогов в учреждении дошкольного образования

Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию — целенаправленной работе по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в соответствии с современными требованиями педагогической и психологической науки.

Методическая работа по организации самообразования воспитателей в учреждении может включать: - самодиагностику; - выбор темы, целей и задач самообразования; - определение содержания работы по самообразованию, вопросов для самостоятельного углубленного изучения; - самоконтроль, самоанализ и самооценку выполнения запланированного; - определение перспектив творческого роста, рекомендации по изучению и анализу результативности своей работы.

Тематику самообразования необходимо рекомендовать соответственно опыту и педагогическому стажу, профессиональному мастерству каждого воспитателя.

Самообразование невозможно без умения чётко формулировать цель, конкретизировать проблему, фокусировать своё внимание на главном, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания.

Этапы и содержание деятельности по самообразованию           На первом этапе формируется потребность в самообразовании. Руководители учреждения дошкольного образования помогают воспитателю осуществить постановку целей и задач самообразования по результатам педагогической диагностики и всестороннего анализа деятельности педагога. Используются методы:   индивидуальные беседы, наблюдение, анкетирование.          Второй этап — теоретическое изучение проблемы. Тематическая подборка научной, научно-методической и художественной литературы, видеозаписей, материалов из опыта работы и др. Практическая деятельность воспитателя: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, мероприятий для детей и родителей и др.

Результаты самообразования могут быть представлены в форме: консультаций для сотрудников дошкольного учреждения; выступлений на заседании педагогического совета; открытых занятий и других мероприятий; картотеки по проблематике изучаемого вопроса; игр и пособий; рекомендаций по проведению образовательной работы; выставок работ детей или педагога; оформленного передового педагогического опыта.  

Основными критериями самообразования педагогов являются: творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс, качество образовательного процесса, положительная динамика показателей развития дошкольников.

Самообразование даёт положительный результат в том случае, если оно ведётся целенаправленно, планомерно и систематически.  

Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей самообразования, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов, которые будут использоваться только в качестве демонстрационного материала. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом для повышения профессионального мастерства педагога, развития его личности.

свернуть

Методы и приемы, используемые на занятиях

Методы и приемы, используемые на занятиях

Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.

В соответствии с основными формами мышления дошкольника, определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения, выделяются три группы методов:

a)     наглядные;

b)     практические;

c)      словесные.

Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста, так же, как сосуществуют основные формы мышления. Каждая из выделенных групп методов предполагает включение приемов различного характера (наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, игровые приемы — имитация голоса, движения и т. д.), в результате чего в каждом методе в различных сочетаниях используются все три формы мышления при ведущей, определяющей роли одной из них.

В целом обучение на занятиях в детском саду характеризуется живостью и непосредственностью проявлений детей, разнообразием приемов действий, небольшим образовательным содержанием, опорой на детский опыт, широкой и яркой наглядной основой, использованием игровых и занимательных приемов обучения, многогранными связями обучения с повседневной деятельностью детей.

НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД

Наглядные методы и приемы — использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Наблюдение — это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышлениеи речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.

В обучении детей используются наблюдение разного вида:

  • распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т.д.)
  • за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т. д.) — дает знания о процессах, объектах окружающего мира;
  • репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливаетсясостояние объекта, по части — картина всего явления;
  • Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателемследующих требований:
  • ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;
  • планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения;
  • учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения;
  • высокая умственная активность и самостоятельность детей.

Метод демонстрации включает различные приемы:

- Показ предметов — один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда,оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;

- Показ образца — один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок,аппликация, поделка;

- Показ способа действий — используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;

- Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

Демонстрация диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, спектаклей в образовательной работе помогает решению двух больших задач:

1) расширение представлений детей и развитие их речи;

2) воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию.

Умение воспринимать и понимать изображенное на экране формируется под воздействием взрослого. При этом имеет значение и высокая эмоциональность детей — их увлекают яркость и динамичность явлений, внешняя сторона действий и поступков героев. В связи с этим возникает необходимость научить детей глубоко воспринимать содержание.

Общая методика демонстрации учебных фильмов складывается из следующихэтапов:

- предварительная беседа с детьми, в ходе которой оживают опыт, знания детей о том явлении, которому посвящен учебный фильм. В итоге обсуждения перед детьми ставится новая познавательная задача, затем им показывают фильм;

- после просмотра фильма в короткой беседе дети обмениваются впечатлениями со сверстниками и воспитателем. В этой беседе не следует требовать воспроизведения содержания фильма. Воспитатель лишь задает вопросы, позволяющие ему выяснить, как дети усвоили содержание, помогает им понять идеи, установить связи;

- через несколько дней проводится повторный показ фильма, при этом обращается внимание на те стороны, которые в предыдущий раз оказались недостаточно восприняты или поняты;

- после повторного просмотра проводится беседа. Она включает пересказ содержания, его анализ — выделение существенных фактов и связей между ними. В ходе беседы важно сохранить и углубить эмоциональное впечатление от просмотренного фильма, сопереживание детьми воспринятых событий и отношения к героям.

Важное значение имеет просмотр дошкольником спектаклей, показ которых организуется воспитателями в детском саду. Для этого приглашаются актеры театров или театральных студий. В ходе спектакля осуществляется живое общение актеров (действующих  лиц)  с  детьми.  Дети  эмоционально  оценивают  происходящее, внимательно следя за ходом представления. Кроме приглашения театральных актеров в дошкольно-педагогические учреждения, полезно водить детей на детские спектакли втеатр. Ведь само посещение театра может стать настоящим праздником, подарить много новых ярких впечатлений и волнующих переживаний.

Театр может стать для детей источником радости, воспитать в них талант быть зрителями, понимать сценическое искусство. Просмотр спектаклей позволяет развить эстетическую, нравственную и эмоциональную чуткость, помочь детям постичь законы театрального искусства. Если педагогу удастся подготовить дошкольников к внимательному просмотру спектакля, то им станет доступен мир, созданный автором и режиссером спектакля, сможет увлечь их, обогатить воображение. Привычка быть зрителем поможет дошкольнику познать особый, образный мир театрального искусства.

Игра воображения позволяет развить творческое мышление. Сразу после спектакля дошкольники отвечают на вопросы о сюжете, о смысле показанного представления. Воспитатели при этом могут оценить интеллектуальный уровень подготовки детей благодаря полноте и правильности их ответов, дать детям необходимые разъяснения о новых понятиях, которые они узнали в ходе спектакля.

Рассматривание картин в учебном процессе детского сада используется для решения различных дидактических задач. В первую очередь это помогает понять ребенку, что живопись отражает окружающую нас реальность, а также позволяет художнику изобразить плод его фантазии, воображения. Кроме того, это очень важно для развития эстетических вкусов ребенка, нравственных и эмоциональных оценок и представлений об окружающем. Рассматривание картин помогает лучше понять и даже почувствовать яркие эмоциональные переживания, учит сопереживать, формировать собственное отношение к увиденному.

Помимо формирования художественных вкусов дошкольников, здесь присутствует важный познавательный момент — знакомство с произведениями знаменитых художников прошлого и современности, умение различать жанры живописи (портрет, пейзаж, натюрморт). Большую роль здесь играют экскурсии в музеи изобразительного искусства. Экскурсии должны быть организованы с участием специалиста, который мог бы наиболее полно раскрыть детям художественный материал. При этом необходимо учитывать возрастные, психологические и интеллектуальные возможности группы дошкольников.

Использование наглядных методов обеспечивает развитие восприятия как ведущего познавательного процесса, а также развитие наглядно-действенной, наглядно-образной форм мышления и речи, основных видов деятельности дошкольника — игры, изобразительной и трудовой деятельности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

К группе практических методов обучения в детском саду относятся:

- упражнения;

- игровой метод;

- элементарные опыты;

- моделирование.

Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно-действенных и наглядно-образных формах мышления во взаимодействии со словесно-логическим мышлением.

Упражнение — это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания. Основные виды упражнений:

- подражательного характера;

- конструктивного характера;

- творческого характера;

- игровые.

Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Моделирование — процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Живое общение взрослого и детей, которое характерно для речевых методов, оказывает большое воспитательное воздействие — оно возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний. Основные словесные методы, используемые в дошкольном обучении.

Рассказы воспитателя

Основная задача этого метода — создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Воспитатель должен следить, чтобы интерес детей не ослабевал в ходе повествования. Для этого обучающая сторона (новая для детей информация, расширение кругозора) должна сочетаться с эмоциональной окраской, динамичностью. По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы. Это даст педагогу возможность полнее представить, насколько хорошо дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут ли они и до какой степени сосредоточить свое внимание на ходе повествования. Это имеет большое значение для последующего обучения в начальной школе.

Рассказы детей

Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.

Чтение художественных произведений детям

Чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем,  формировать  способности  детей  к  восприятию  и  пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.

Беседы

Беседы применяются для уточнения, коррекции представлений, их обобщения и систематизации. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них навыками. Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации представлений, их дальнейшего углубления и осознания.

Методы повышения познавательной активности

  • Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)
  • Сравнение
  • Метод моделирования и конструирования
  • Метод вопросов
  • Метод повторения
  • Решение логических задач
  • Экспериментирование и опыты

Методы повышения эмоциональной активности

  • Игровые и воображаемые ситуации
  • Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.
  • Игры-драматизации
  • Сюрпризные моменты
  • Элементы творчества и новизны
  • Юмор и шутка (учебные комиксы)

Методы обучения и развития творчества

  • Эмоциональная насыщенность окружения
  • Мотивирование детской деятельности
  • Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование)
  • Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее)
  • Игровые приемы
  • Юмор и шутка
  • Экспериментирование
  • Проблемные ситуации и задачи
  • Неясные знания (догадки)
  • Предположения (гипотезы)

ЗАНЯТИЕ

Для занятия как формы обучения характерен целый ряд признаков:

- на занятии идет освоение детьми определенного объема представлений, навыков и умений по тому или другому разделу обучения, предусмотренному учебной программой дошкольного образования;

- они проводятся со всеми детьми данной возрастной группы, с постоянным составом детей;

- они организуются и проводятся под руководством взрослого, который определяет задачи и содержание занятия, подбирает методы и приемы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоению представлений, умений, навыков.

Занятия являются основной формой обучения. Остальные формы используются для обогащения опыта и подготовки детей к усвоению изложенного на занятии. Основные различия между уроком и занятием - в степени нагрузки, структуре, а также методах, используемых в ходе обучения.

Занятиям отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей. Как правило, это утренние часы, когда умственная и физическая работоспособность детей наиболее высокая. Количество занятий возрастает постепенно, при переходе детей от группы к группе. При сочетании занятий учитывается степень трудности и характер деятельности детей на каждом из них.

Требования к занятию

1. Использование новейших достижений науки и практики.

2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.

3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.

5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).

6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.

7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).

8. Логика построения занятия, единая линия содержания.

9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).

10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.

11. Развитие умений детей самостоятельно добывать информацию.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.

свернуть

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ ВОСПИТАТЕЛЯМ

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ ВОСПИТАТЕЛЯМ

1. Готовьте материалы для занятий с вечера.

2. Помните, что педагогическое образование именно у вас, а не у родителей. Особенно важно это помнить, если родители с претензиями: вы неправильно учите, воспитываете и т.д.

3. Не молчите, если вам что-то непонятно. Спрашивайте у заместителя заведуюшего по ОД, у наставника, у коллег. Помните, что опыт приходит не сразу.

4. Будьте тактичны и доброжелательны в общении с родителями. Не нужно делать из родителей врагов, но и заискивать перед ними не стоит.

5. Ошибаться – не страшно. Кстати, здорово, если этому вы научите и своих детей: ошибаться можно. Это не страшно, ведь мы только учимся.

6. Если вы пришли в группу, в которой уже работает постоянный воспитатель – спросите какие правила в группе, как педагог работает с детьми, как общается с родителями. Это важно для того, чтобы придерживаться единого стиля. Разный подход к работе может привести к нарушению дисциплины и конфликтам.

7. Безопасность детей – один из главных принципов в нашей работе.

8. Не обсуждайте свою напарницу с коллегами, и тем более – с родителями.

9. Помните о том, что любовь творит чудеса, особенно в работе с детьми

свернуть

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ (примерная схема)

  1. Соответствие    программного     содержания     возрасту    ребёнка    и программным требованиям.

2       Подготовка воспитателя к занятию .

  1. Эстетика занятия (внешний вид детей,  санитарное состояние группы, качество используемых пособий, дидактического материала и т.д.)
  2. Целесообразность использования и разнообразие наглядных пособий, демонстрационного и раздаточного материала.
  3. Умение создать рабочую обстановку на занятии.
  4. Разнообразие   методов   и   приёмов,   их   взаимосвязь,   методически грамотное и обоснованное их использование.
  5. Приёмы привлечения и сосредоточения внимания детей (имеются или нет).
  6. Приёмы обеспечивающие эмоциональность и интерес детей.
  7. Приемы активизации самостоятельного мышления детей.
  8. Приемы подачи нового с опорой па имеющиеся у детей знания.
  9. Использование приёмов, способствующих снятию напряжения (физминутки, игровые упражнения и т.д.)
  10. Доступность,    логичность,     грамотность,    эмоциональность   

 речи воспитателя.

  1. Индивидуальный и дифференцированный подход к детям в процессе занятия.
  2. Соответствие   продолжительности   занятия   возрасту детей   и   виду занятия ( традиционное, комплексное, интегрированное)
  3. Усвоение детьми программного содержания.
  4. Наличие познавательного интереса.
  5. Речевая активность детей на занятии.
  6. Умение работать с пособиями (если такая работа предусмотрена)
  7. Умение внимательно слушать воспитателя и действовать в соответствии с его указаниями.
  8. Поведение детей в процессе работы.

В продуктивных видах, деятельности                                                                                        

21.Качество объяснения и показа приёмов работы воспитателем,

       22.Владение   детьми    необходимыми    навыками    в    соответствии    с возрастом.

  1. Качество детских работ.
  2. Оценка и анализ работ воспитателем и детьми.   
свернуть